Сказано: «Мощь улыбка несет».

 

Что нам известно о сокровенности Улыбки?

 

Возьмите все учебники по педагогике, которые только будут у вас под рукой, и ищите в них слово улыбка. Найдете его в них или нет? Берите педагогические и психологические словари и ищите в них то же самое слово. Не нашли? Я тоже искал улыбку в педагогических учебниках, словарях, энциклопедиях, но не обнаружил.

 

Можно ли заключить, что Улыбка не имеет никакой педагогической ценности, ее не назовешь ни методом, ни принципом, ни закономерностью обучения и воспитания? Вот тогда и увидим «причину», по которой слово, обозначающее такое мимическое выражение, не нашло места ни в педагогических, ни в психологических источниках. С точки зрения учителя улыбаться детям опрометчиво. Зачем такое слово чопорному педагогическому процессу, когда есть слова: строгость, требовательность, проверка, контроль, управление, оценка, тестирование, объяснение, закрепление и т.п. Здесь не до улыбок.

 

Но вообразите себе, что из жизни людей исчезли все улыбки, вообразите, что исчезли в Природе все цветы…

 

Во что превратится эта жизнь, какой станет Природа?

 

Мы изгоняем из школы улыбки?

Мы стесняемся улыбок?

Мы не считаем их нужными?

Мы считаем их вредными?

Мы отучились улыбаться?

 

Тогда нужно немедленно закрыть школы, чтобы они не распространяли вокруг себя омертвение!

 

Улыбка проявляет Жизнь, и какая же это будет школа, если она не признает улыбку, не насытит ею все свое пространство?

 

Что за наука педагогика, если для нее улыбка не есть сущностное понятие?

 

Улыбка очеловечивает Жизнь, несет в нее Свет.

 

Без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тает любовь и устремление.

 

Учитель без улыбки — чужой человек среди учеников.

 

 

Из книги Шалвы Александровича Амонашвили

«Основы гуманной педагогики. Книга 1. Улыбка моя, где ты?»