Есть колоссальная роль образов в душе человека. То есть ВЫСШИЕ ОБРАЗЫ МОГУТ ЗАЖИГАТЬ СЕРДЦЕ ВЫСШИМИ ОГНЯМИ. Поэтому если мы хотим наполнить свою душу, сердце, можно найти высокие образы и сосредоточить сознание на них. То, что я предлагаю вам сделать прямо сейчас. Есть такой классик – Василий Сухомлинский. Это мой любимый человек, мой учитель, учитель Шалвы Александровича Амонашвили. Немного о нем расскажу то, что зажигает мое сердце. Может быть, мой огонь поможет вашему.

 

Смотрите, как он жил. Он воевал во время Великой Отечественной войны. Во время войны осколок заряда попал ему под сердце. И он всю жизнь до смерти жил с этим осколком, что было мучительно больно. При этом во время войны его маленького ребенка фашисты убили на глазах его жены, а потом расстреляли его жену. Ему пришлось это пережить. После войны он стал директором сельской школы. Представьте себе, что там творилось в селе после войны. Это был 1946/47 год. Разрушена страна, мужчин почти нет, они погибли. Женщины работают весь день. Заниматься воспитанием детей некогда и некому. Страна голодная, холодная, раздетая и разрушенная. Контингент его детей самый разный.

 

Он описывает судьбы детей. Один мальчишка – сын фашиста. Этот фашист во время войны пришел в село, изнасиловал женщину. Родился этот ребенок. Все село знает, что он сын фашиста. Можете себе представить, как люди относятся к этому мальчишке? Как его травят, обзывают, пинают? И он не один такой. И вот среди этого моря беды, боли, разрухи, разрушения жизни, личности Сухомлинский смог построить гениальную школу. Школу радости.

 

Ну какая тут радость в таком положении? И после всего того, что с ним лично сделали, с его семьей? Где тут радость? Мощь его духа была такая, что он открыл одну из самых лучших школ всех времен и народов, которая стала примером и для Ш.А. Амонашвили, и для меня, и для огромного количества людей по всему миру. Он построил эту школу НЕ БЛАГОДАРЯ ЭТИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, А ВОПРЕКИ ИМ. Я сейчас объясню, зачем рассказываю. Хотел спросить вас: А как вы чувствуете себя? Устали после трудной рабочей недели? Может что-то болит, каких-то проблем масса? Ну наверняка. Мы все устаем, наверняка, что-то не ладится, иногда у нас что-то болит. Я это знаю по себе. Откуда силы брать? Знаете, некоторые берут примеры с классиков. Вот Сухомлинский – как он умудрялся нести любовь, радость, увлекать детей красотой в этом полуразрушенном селе? А он умудрялся. И я вам расскажу историю, как он это делал.

 

 

Одна из самых трогательных историй – это появление Школы Радости.

Дело в том, что он сначала был директором и он очень сильно соскучился по детям. Он все время занимался хозяйственными вопросами и видел, что дети бегут к учителям, дети общаются с ними. Ему было очень скучно без детей. Тогда он придумал такую Школу Радости для дошколят. Он попросил родителей летом привести к нему малышей, которые должны будут пойти в начале учебного года в школу. Он устроил для них в школьном саду шалаши. Он с ними ходил в поле, лес, рассказывал им сказки про облака, про то, что «солнце – это кузнец огненный, который кует в своей кузнице золотые лучики. И вот эти лучики просыпаются на землю». У него полторы тысячи сказок, которые он рассказывал детям. Дети слушали, открыв рот. Маленькие дети живут в своем мире. И эти академические правила садиться за парту – им сложны и непонятны. И нужно как-то постепенно выводить из естественного для них состояния игры, любования природой, рассматривания всего на свете, постепенно приводить в школу. Он это и делал.

 

Это абсолютно мудро. Я попрошу вас не забывать, что это был человек, искалеченный войной, с убитой семьей, почти брошенный. Это происходило так. Мне лично это дает громадные силы. Когда я думаю, что Сухомлинский смог не унывать. Его образ меня зажигает, питает. И рассудок как-то приспосабливается на эти темы думать. Он у меня знает, в какую сторону работать, в сторону Сухомлинского.

 

 

Отрывок из лекции Игоря Александровича Киршина в Родительском Университете, 12.10.2019

И.А. Киршин – преподаватель словесного творчества, руководитель образовательного проекта «Солнечный сад», рыцарь гуманной педагогики, сподвижник Ш.А. Амонашвили.