Детей нельзя поменять с помощью прямого воздействия на них. Это вызывает оборону. Только меняя свою жизнь, мы меняем наших детей.

 

Большинство людей не понимают, что такое воспитание детей. Они думают, что воспитание означает, что надо силы вкладывать в ребенка. Но еще не во что вкладывать силы, у ребенка разум пока не сформировался. Он просто живет на эмоциях: он получает впечатления от родителей и от этих впечатлений строится его поведение, а не от того, как его воспитали.

 

Надо понять, что настоящее воспитание происходит в результате отношений между родителями. Именно этими отношениями воспитывается ребенок. И поэтому родители должны вкладывать силы друг в друга. Для того чтобы ребенок вырос честным человеком, надо в семье честные отношения строить. Для того чтобы ребенок вырос не злобным человеком, надо, чтобы отношения были не злобными. Для того чтобы ребенок не был жадным человеком, надо чтобы в семье не было жадности.

 

Поэтому большинство людей не знают, что такое воспитание. Они думают, воспитывая, надо вкладывать силы в ребенка, надо его третировать, требовать от него что-то. Но если, допустим, цветок только начал расти, у него появился маленький бутончик, а вы захотели, чтоб он уже был красивой розой и раскрыли его. Что вы увидите внутри? Ничего, пустоту. Разум у мужчины созревает в двадцать пять лет, если он не принимал наркотики, не употреблял алкоголь, не курил, у женщины — пораньше, примерно в двадцать лет. До этого времени человек не может глубоко понять, что от него требуют.

 

У детей обостренное чувство справедливости. Несправедливость для них раскрывается в двух аспектах: по-доброму к нему относятся родители или нет; справедливо ли требование. Ребенок сам не может дать себе отчет, почему несправедливо требование, просто ему не хочется так делать, и он не делает.

 

Детей нельзя поменять с помощью прямого воздействия на них — это вызывает оборону. Они начинают злиться, защищаться, их надо менять с помощью незаметных поступков: меняя свою жизнь, мы меняем наших детей. Надо понять, что легче всего дать знание другу, тяжелее — близкому человеку. Мужу, жене передать какое-то знание очень тяжело. Еще тяжелее — родителям, а еще тяжелее — детям, потому что они вас как облупленных знают. И если родитель ведет себя правильно, то ребенок автоматически начинает вести себя точно так же, ему ничего не надо передавать.