Наверняка каждому из вас известно это слово – гиперактивность. И многие из нас слышат в свой адрес: -“Родители, ваш ребенок слишком шумный, гиперактивный, примите меры!”
А что мы увидим, если посмотрим на гиперактивность глазами гуманной педагогики? Вот что думает об этом Шалва Амонашвили:

“Сейчас нам надо выяснить, а что такое «гиперактивность» вообще? Ведь всякую активность надо чем-то мерить, правда? «Гипер» – значит сверх, или «пассивность» – это ниже, так? Но чем это сверить – определить гипер или не гипер? А это определяется, знаете чем?
Если учитель сам гиперпассивный, то дети, конечно, гиперактивные. Если родители сами гиперпассивные, то говорят ребенку: «молчи, угомонись, хватит, не дергайся, сиди нормально, делай домашнее задание!» и так далее.

Это гиперпассивность наша: «освободи меня от забот о тебе». Вот логика какая. «Отходи от меня, мы тебе купили барби, иди играй. Отстань от нас, у тебя есть велосипед, ну катайся, иди, дай мне поговорить с человеком». Это наша гиперактивность в отношении воспитания ребенка. Но если ребенок все же прилипает к нам, «Пап, мам» и тому подобное, вот это для нас уже нарушение нашего нормального состояния, значит дети гиперактивные, конечно. Вот так же учитель. Он хочет, чтоб все дети внимательно слушали, выполняли. «Встаньте, садитесь, домашнее задание откройте, а ну-ка читай, читай дальше! Как у тебя, у всех так? Ага, возьмите ручки начали писать». Если дети не управляются такими командами, они гиперактивны. Если бы они управлялись такими командами, то они нормальные, хорошие дети. Вот через какое мерило учителя придумали понятие гиперактивность.

Кому нужно это понятие? Не детям конечно. Это понятие для самозащиты. Я вам говорю: «Я ваш учитель, вашего ребенка, я хороший учитель, смотрите на меня, видите? У меня диплом есть, у меня еще опыт есть пятилетний, (может десятилетний) так что поверьте моему опыту, моим дипломам поверьте, пожалуйста, ваш ребенок гиперактивный».

Значит этим словом я защищён: «Я не при чем в воспитании вашего ребенка, он мешает мне, понимаете, он мешает мне. Он не хороший, а я-то хороший. Я отличный учитель». Вот какая логика, подсознательная логика, лежит под понятием «гиперактивность».

Шалва Амонашвили

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *