Каков этот первый в жизни школьный учитель?

Mobirise

Каждому из этих детей неделю назад я отправил поздравительное письмо, которое они, наверное, уже получили. И, конечно же, не один раз попросили маму или папу, бабушку или дедушку перечитать его.

Вот что я писал:

Здравствуй, дорогой …
Я твой учитель. Меня зовут Шалва Александрович. Поздравляю тебя – ты поступаешь в школу, становишься взрослым. Надеюсь, что мы с тобой станем большими друзьями и что ты будешь дружить со всеми ребятами в классе.
А знаешь, сколько у тебя будет товарищей? Тридцать пять. Школа у нас большая, в четыре этажа, с переходами. Ты уже взрослый, и поэтому сам должен найти свой класс. Запомни, как это сделать.
Как только поднимешься по ступенькам главного входа, увидишь красные стрелки. Следи за ними, и они приведут тебя в твой класс. На дверях его нарисована ласточка.
А если все же запутаешься – не бойся, тебе обязательно помогут найти дорогу пионеры, они дежурят в коридоре. Я буду ждать тебя в классе, буду рад познакомиться с тобой!
Учитель.
Нужно ли доказывать, что у многих ребят эти письма сейчас лежат под подушками? Письмо на цветной бумаге, адресованное ему, из школы, от первого учителя!
Но каков этот первый в его школьной жизни учитель? Нет сомнений – в каждой семье в последние дни только и говорят обо мне. Нет, не именно обо мне, а об учителе, который послал это письмо и который 1 сентября встретит своего воспитанника в школе.
Говорят по-разному – папы и мамы, бабушки и дедушки – в зависимости от того, у кого что наболело в общении с ребенком, у кого какая точка зрения на воспитание. И нужно ли гадать, что в воображении каждого ребенка его первый учитель, которого он еще в глаза не видел, рисуется по-разному?
По-разному рисуются его облик и характер. И почему только я не приписал в конце своего письма просьбу к каждому ребенку, не дал им первое задание: «Возьми цветные карандаши и бумагу и нарисуй своего первого учителя – так, как ты его себе представляешь».
В большинстве семей в воображении ребенка родители и старшие создают образ всезнающего, доброго, чуткого, горячо любящего детей человека.
В этих семьях дети нарисовали бы меня в образе доктора Aйбoлитa и, придя в школу, бегали бы за мной по пятам, залезали бы ко мне на колени, задавали бы тысячу вопросов, бесконечно рассказывали бы о себе и полюбили бы меня сразу, потому что доктора Айболита нельзя не любить.
Разумеется, для этого будет необходимо, чтобы я обрел черты характера этого доброго доктора.
В некоторых семьях суждения родителей и старших создадут в воображении ребенка существо, строго следящее за любым малейшим проступком каждого ребенка; оно будет наказывать – строго! – всех, кто не слушает старших, не ест все, что дает мама или бабушка, капризничает, шумит и шалит, оно выгонит из школы всех таких детей, оно…
Дети в таких семьях нарисовали бы первого своего учителя в облике Бабы-Яги или Буки. А на другой день, придя в школу и увидев своего учителя, закричали бы, что есть мочи, прильнув к матери: «Не хочу в школу!.. Хочу домой!»
Почему создается в одних семьях облик учителя – доктора Айболита, в других – Бабы-Яги? Ведь родителям шестилетних детей давно не страшны никакие Бабы-Яги и Буки, но они пугают ими своих малышей. Почему?
Почему некоторые из них берут в союзники в воспитании своих детей этих героев, а не докторов Айболитов? Почему они думают, что ребенка легко воспитывать запугиванием?
Мой опыт мне подсказывает: молодые родители просто не знают азбуку воспитания. И в действительности – откуда им знать эту науку? В школе их этому никто не учил, как будто не они – потенциальные мамы и папы.
Надо же понять, что выпускник школы может скоро обзавестись семьей и стать родителем. Вот и «приходят» в дом Бабы-Яги, Кощеи Бессмертные, всевозможные Буки, чтобы ребенок утихомирился, не капризничал, не бегал и не кричал, не ломал игрушки.
 Миллионы юношей и девушек, сидящих за студенческими партами, ученые обучают всевозможным наукам, дабы сделать их первоклассными специалистами производства. Но и здесь забывают, что они уже потенциальные мамы и папы и им необходима наука о воспитании. 
Неужели подразумевается, что тут нечего знать, тут все просто? Какое заблуждение! О чем я мечтаю в канун первого сентября, сидя до глубокой ночи за своим письменным столом?
Вот о чем: чтобы во всех старших классах школьники держали в руках самую красивую книгу и спешили на самый интересный урок, чтобы студенты всех техникумов, вузов, учащиеся профтехучилищ тоже держали эту же самую красивую книгу и спешили послушать самую интересную лекцию.
А предмет, который заключен в этих книгах, о котором говорится на этих интересных уроках и лекциях, я бы назвал так – «Человек – созидатель Человека».
Педагогика становится обязательной наукой для всех, ибо быть воспитателем – гражданский долг каждого члена общества. Далеко ли до исполнения этой мечты? Как хочется приблизить ее! А тем временем в школе я буду делать свое…
«Не бойтесь меня!»
«Какие у вас очаровательные улыбки, дети! Разве я имею право погасить их в классе? Может быть, есть среди вас такие, которых пугали мною ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? Ах, эти взрослые!
Не бойтесь меня, дорогие мои, я вовсе не пугало и совсем не злой! Вы любите доктора Айболита? Он же мой друг! Вот видите, у нас есть общий любимец! Так приходите завтра без опоздания. Вы все мне очень нравитесь, и я жду вас с нетерпением!»
Мое общение на расстоянии со своим классом я заканчиваю. Каждую фотокарточку кладу в личное дело. Завтра надо будет отнести их обратно в школу.
Шалва Амонашвили
Отрывок из книги «Здравствуйте, дети!»

Поделитесь с друзьями...

Адрес:

г. Алматы, ул. Туркебаева, 143, угол ул. Кулымбетова
На территории медицинской корпорации «БРАНТ»

Режим работы:
Понед. – пятн.: 09:00 — 18:00
Субб. – воскр.: Выходные

Мы в соц.сетях:
Контакты представителей:
  • Казахстан: Алматы:
  • +7 747 181 3603 Надежда
  • +7 705 191 2555 Салима 
  • Россия: Москва:
  • +7 926 331 9687 Валерий 
  • Архангельск:
  • +7 911 554 6163 Ольга 
  • Калининград:
  • +7 911 072 6903 Ольга 
  • Чехия: Карловы Вары:
  • +420 777 722 011 Олеся
  • Беларусь, Минск:
  • +375 29 321 1404 Анжелика
  • Германия:
  • +49 1577 471 1352 Юлия

Site was designed with Mobirise website template